Можно ли дисциплинировать ребенка без применения наказания

Говоря о дисциплине, обычно ссылаются на усилия родителей и учителей по подавлению или уменьшению нежелательного поведения детей. Использование наказания кажется идеальным для достижения этих целей. Однако, термин «дисциплина» также включает в себя обучение системе ценностей и получение навыков.

Наказание не является эффективным методом и чаще всего проявляется в негативных действиях (например, мягкий выговор, лекция, крик или удар) на определенное поведение, либо лишение некоторых положительных моментов (например, временное или постоянное отстранение ребенка от желаемых событий, отмена привилегии). С другой стороны нежные, рациональные и взвешенные рассуждения с ребенком, типа «В этом доме мы не делаем так», «А если твои игрушки поломает твоя сестра?» или «Ты нарушил правила» также малоэффективны.

Существуют три основные проблемы, связанные с применением наказания.

  1. 1. Не происходит обучение правильному поведению.

Наказание не учит ребенка тому, как поступать в той или иной ситуации, а только мгновенно подавляет нежелательные поступки. Можно целый день выговаривать ребенку, что он не делает домашнее задание, не играет на музыкальном инструменте, либо не убирает свою комнату, но это не научит его выполнять свои обязанности. От простого подавления нежелательного поведения не происходит развития правильных навыков.

  1. 2. Имеются отрицательные побочные эффекты.

Они заключаются в попытке эмоциональными способами (например, плачем, расстройством) или агрессивным поведением избежать ситуации или человека, связанного с наказанием. Даже слабое воздействие может вызвать побочные эффекты.

  1.  3. Наказание воздействует на тех, кто его использует.

Применив впервые наказание и добившись нужного эффекта, родители вырабатывают стереотип своего поведения и, с большой степенью вероятности, будут использовать этот метод в будущем. Однако нужно знать, что с каждым последующим разом для достижения того же эффекта понадобится более сильное воздействие. Ребенок привыкает к крику или выговору родителей и, в дальнейшем понадобится кричать еще сильнее, чтобы он послушался.

Используя наказание, взрослые могут преследовать различные цели. Например, часто родители хотят преподать урок, предоставить справедливое возмездие за проступок ребенка, быть ответственным, «хорошим» отцом или матерью, либо следовать культурным, религиозным практикам. Цели могут быть разные, но направлены на одно – устранить нежелательное поведение ребенка.

Как изменить поведение без наказания

Существуют способы дисциплинарного воздействия, сконцентрированные не на устранение негативной ситуации, а на развитие и усиление правильного поведения.

Рассмотрим таблицу, приведенную ниже, в левой колонке которой указано, что требуется изменить.

Можно бесконечно угрожать ребенку, делать выговор, читать лекцию и лишать привилегий. Однако более эффективная стратегия заключается в том, чтобы развивать «положительное» поведение, которое указано в правой колонке таблицы.

Вначале нужно сфокусироваться на негативной ситуации, затем определить цель, благоприятный вариант, к которому надо стремиться. Обязательно все должно завершиться похвалой, поощрением ребенка. 

Что нужно изменить:

Цель – на что изменить:

Братья и сестры борются за просмотр телевизора (или игру на компьютере)

Сидят и смотрят телевизор вместе (или играют по очереди) без криков и стычек

Разбрасывает свою одежду по полу в спальне

Размещает одежду в комоде или шкафу

Не делает домашнее задание

Сидит спокойно за своим столом и делает уроки в течение 30 минут

Встает с постели снова и снова, просит попить или др., чтобы отдалить время сна

Ложится спать, вставая не больше, чем один раз, чтобы попить или сходить в туалет, и остается в своей комнате

Спорит и кричит всякий раз, когда ему говорят «нет»

Выражение гнева более спокойно

Где располагается наказание в этой схеме?

Дело в том, что оно всегда является второстепенной частью любого стремления «дисциплинировать» ребенка. Вначале необходимо определить цель - желательное поведение, на которое требуется заменить негативное. И тогда мягкое наказание может быть полезным дополнением.

Основные советы по эффективному использованию наказания:

  1. 1. Подчеркните правильное поведение похвалой и вниманием.

Если использовать наказание и не сопровождать поощрением и похвалой соответствующее исправленное поведение, то это не принесет пользы в дальнейшем.

  1. 2. Если наказание должно быть использовано, сделайте его мягким и кратким.

Наказание длительностью в несколько минут или лишение привилегий на вечер, день бывает достаточно, чтобы принести такую же пользу, как и более долговременное.

  1. 3. Объясните своему ребенку, почему он (она) должен или не должен что-то делать, что хорошо и действительно полезно.

Тем самым моделируется мышление, рассуждение и соответствующий стиль обработки потенциально нестабильной ситуации. Однако это вряд ли повлияет на частоту негативных поступков.

  1. 4. Избегайте физического наказания.

Не являясь самым эффективным, по силе воздействия от умеренного до тяжелого, оно увеличивает риск проявления нежелательных результатов (например, агрессивное и антиобщественное поведение, плохую успеваемость в школе, проблемы физического здоровья, повреждение иммунной системы). Разумеется, использование физического наказания зависит от множества других факторов.

  1. 5. Моделируйте поведение, которое вы хотите видеть в своем ребенке.

Моделирование - это точное отображение ребенком поведения взрослых. Для того чтобы дети вели себя соответствующим образом, родители сами должны постоянно показывать пример.

  1. 6. Избегайте клише.

Наши средства массовой информации популяризируют различные методы. Не ставьте эксперименты на детях, не подвергайтесь «моде» в воспитании.

Итак, что мы знаем об изменении поведения детей в контексте дисциплины?

Решение о том, как дисциплинировать детей, зависит от многих факторов и является привилегией и ответственностью воспитателей и родителей.

С точки зрения психологической науки наиболее эффективным является развитие позитивного, просоциального поведения, когда не только закрепляются привычки, которые желательно видеть, но и устраняются поступки, препятствующие исправлению и функционированию ребенка.

Если обычные методы работают, сын или дочь преуспевает дома и в школе, им довольны, тогда, возможно, нет необходимости прибегать к способам, описанным выше.

С другой стороны, эти методы помогут облегчить проблемы дисциплины и воспитания путем более эффективного, быстрого и долгосрочного изменения поведения ребенка и могут быть адаптированы к вашим личным и культурным взглядам на воспитание детей.